Russian Belarusian English

Регистратура поликлиники:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Факс поликлиники: 
(8 01772) 52-0-03 

Регистратура детской консультации:
(8 01772) 55-7-01

Запись на исследования: 
(8 01772) 56-4-46 

Приемная главного врача (телефон "горячей линии"):
(8 01772) 55-5-05

Телефон "горячей линии" по вакцинации от COVID-19: 
(8 01772) 58-6-03 (8.00-17.00) 

Адрес: г. Воложин, ул. М. Горького, 13

Регистратура поликлиники:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Регистратура детской консультации:
(8 01772) 55-7-01

Запись на исследования:
(8 01772) 56-4-46

Факс поликлиники: 
(8 01772) 52-0-03 

Приемная главного врача (телефон "горячей линии"):
(8 01772) 55-5-05

Телефон "горячей линии" по вакцинации от COVID-19:
(8 01772) 58-6-03 (8.00-17.00)

«ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»

«Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

                                                                                                                                    Л.Н. Толстой

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме: «О проблеме жестокого обращения с детьми». Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением, которое сейчас так часто обсуждается по телевидению и др. средствам массовой информации. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Вроде бы жизнь в нашей стране меняется, мы можем наблюдать  этот прогресс во многих областях, но как показывает практика не во всех. В области воспитания детей многие родители продолжают жить устаревшими нормами. В большой части нашего общества телесное наказание ребенка воспринимается как нечто нормальное и ошибочно считается методом дисциплинарного воздействия на ребенка.  При этом если взрослый человек ударил другого взрослого, это рассматривается как насилие и агрессия, а если родитель ударил своего ребенка, в большинстве случаев это считается «воспитательным» процессом.

В обоих случаях происходит аналогичное действие-удар, ведущее к аналогичному результату: боли или физической травме, а также к сильному психическому страданию. Почему существует это различие в толковании удара взрослого человека, нанесенного другому взрослому, и удара взрослого человека, нанесенного ребенку?

Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает  родителей воспитывать  своих детей методами телесного наказания, как такой стиль воспитания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.

 

Почему родители бьют своих детей?

  1. Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.
  2. Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
  3. Ребенок считается собственностью родителей. Ребенок не рассматривается как полноправная личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».
  4. Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.
  5. Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

Последствия телесного наказания

 Обычно, телесное наказание сопровождается другими формами агрессивного поведения: запугиванием, угрозами, словесными оскорблениями, отвержением, и т.д. Все эти формы поведения усиливают страдания ребенка, а особенно сильные страдания он испытывает от эмоциональной агрессии (оскорбления).

Физическое наказание может привести к потере здоровья, в той или иной степени вплоть до летального исхода.

Скрытые последствия телесного наказания со стороны родителей (психологические последствия).

Иногда, опасаясь физического наказания от взрослого, ребенок отказывается от поведения, за которое был наказан.

Казалась бы, телесное наказание достигло свей цели. Отнюдь! Телесное наказание, на самом деле, сильно повлияло на индивидуальность ребенка.

После телесного наказания ребенок чувствует себя:

  • униженным;
  • оскорбленным;
  • беспомощным;
  • бесправным;
  • нелюбимым своими родителями;
  • лишенным поддержки;
  • нежеланным.

Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:

- становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;

- снижаются его способности в обучении (низкая школьная успеваемость);

Отношения ребенка, подвергающегося жестокому обращению, с другими людьми:

 - он не доверяет окружающим его людям;

 - сталкивается с трудностями в установлении контактов с другими людьми;

 - склонен проявлять агрессию по отношению к другим людям;

 - отказывается от взаимодействия;

 - склонен к самоизолированию.

 Ребенок, подвергающийся жестокому обращению, став взрослым, зачастую также склонен к насильственному поведению. Как известно жестокость родителей порождает жестокость детей.

Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

— Принять душ.

— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится.

Чтобы наказание пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребёнок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Нельзя унижать ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
  7. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.
  8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребёнка забитым; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
  9. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребёнком, как наказание.
  10. Внимание!

Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребёнок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение, Он становится неискренним, лживым, угрюмым и скрытным. Так в отношения детей и родителей приходит отчуждённость.

 

Чем же можно заменить наказание?

- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

- Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.

- Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.

 

Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию, например:

- лишение развлечения,

- отстранение от какой-либо деятельности,

- естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри»,

- лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.

А ещё не забывайте, что очень действенным методом воспитания является поощрение. Это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Вот несколько несложных правил, усвоив которые, вы сможете избежать многих ошибок.

  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению, но не его личности. Внимая бесконечным восклицаниям «Какой замечательный ребёнок! Исключительные способности! Ну и умница!» - малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
  4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать. Учите ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  6. Для поощрения ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты, дружественные шаржи и т. п.
  7. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребёнок знает, что вслед за действием последует оплата, то его активность превратится в «зарабатывание денег».
  9. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком, и вами.
  10. Если в вашей семье несколько детей, следите, чтобы поощрение одного ребёнка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
  11. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребёнок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Научиться  слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий  внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным  и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся  ли ему  создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.

Дети,  выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!

Психолог УЗ «Воложинская ЦРБ»   Горбачевский Владимир Владимирович