Russian Belarusian English

Приемная главного врача (телефон "горячей линии"):
(8 01772) 55-5-05

Регистратура поликлиники:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Запись на УЗИ: 
(8 01772) 56-4-46 

Телефон "горячей линии" по вакцинации от COVID-19: 
(8 01772) 58-6-03 (8.00-17.00) 

Адрес: г. Воложин, ул. М. Горького, 13

Регистратура:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Запись на УЗИ:
(8 01772) 56-4-46

Приемная главного врача (телефон "горячей линии"):
(8 01772) 55-5-05

Телефон "горячей линии" по вакцинации от COVID-19:
(8 01772) 58-6-03 (8.00-17.00)

Аутизм

Аутизм у ребенка – это не приговор!

Начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом, развеять мифы и предрассудки, дать больше объективной информации о данной проблеме. По данным экспертов, в Республике Беларусь проживают около 10 тысяч людей с аутизмом.

Аутизм - расстройство, характеризующееся выраженной и всесторонней нехваткой социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей.

Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком - представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар - остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование. Ребенок может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие цитируют фразы из книжек и мультфильмов, но и в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Игра, если ее можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или остановить игру вызывают бурный протест. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребенок с аутизмом может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, можете пройти скрининговый тест на развитие аутизма. Одним из таких тестов является M-CHAT. Тест М-CHAT (модифицированный скриннинговый тест на аутизм) для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев.  Он занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения (пройти тест можно на сайте https://autismcenter.by/roditieliam).

 Детей с аутизмом еще называют «маленькими принцами». Еще несколько лет назад большинство родителей в Республике Беларусь ставили крест на их успешном будущем. Правда, в последнее время многое изменилось. Появились школы с инклюзивной средой, тьюторы, театр, где в роли актеров выступают и дети с аутизмом. Родителей детей с аутизмом объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи таким детям, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной и медицинской системы, общественных организаций, преемственности во взаимодействии учреждений образования и учреждений здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.

Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участие родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.

Врач - невролог                                                                 Филенкова И.И.