Сколиоз: диагностика, профилактика, лечение.
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьника возможны только при сохранении правильной осанки, когда голова держится прямо, плечи слегка опущены, отведены назад и находятся на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь немного выступает.
Осанка зависит от положения позвоночника и от развития мышц, которые его удерживают.
У детей, которые не следят за своей осанкой, может развиться нарушение осанки или искривление позвоночника (сколиоз). Лечение сколиоза и нарушение осанки - процесс длительный, продолжается весь период роста, постоянно, без перерыва. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Он может быть простым, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник.
Начальные признаки этого заболевания проявляются уже в раннем детстве, но наиболее выражены в школьном возрасте (10-15 лет).
Различают следующие основные виды сколиоза: ревматические, возникающие внезапно при наличии явления миозита и спондилоартрита, рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата, паралитические, обычно появляющиеся после детского паралича, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях, на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными»).
Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.
Дети с нарушением осанки и сколиозами должны выполнять рекомендованный им режим, ежедневно заниматься корригирующей гимнастикой. В домашних условиях они должны продолжать выполнение ортопедического режима и помнить следующие ПРАВИЛА:
-
В течение дня правильно держаться, подтянуто стоять, опираясь на обе ноги.
-
Спать на жестком матраце, на спине или животе, ноги вытянуты, подушка невысокая. На боку не спать, «калачиком» не сворачиваться.
-
Стул, стол, как и вся мебель, должны соответствовать росту. Сидеть нужно глубоко на стуле, таз, лопатки касаются спинки стула. Если ноги не достают пола, подобрать опору так, чтобы в коленном суставе был прямой угол. Нельзя вытягивать ноги вперед под столом или прятать их под стул. Высота стола должна быть на 2-3 поперечных пальца выше локтевого сустава, придвинуться к столу на расстоянии ладони ребром (2-3см) между краем стола и грудной клеткой.
-
С первого по четвертый класс носить ранец. Старшим школьникам - в одной руке нести портфель в школу, а в другой домой.
-
Начинать день с обязательной утренней гимнастики.
-
Ежедневно находиться на свежем воздухе 3-4 часа.
-
При чтении и письме свет должен падать слева, лучше пользоваться настольной лампой. Через каждые 30-40 мин. занятий делать перерыв. Беречь зрение необходимо с ранних лет.
-
Ежедневно выполнять корригирующую гимнастику в течение 35-40 минут для укрепления мышечного корсета.
-
В школе сидеть за средней колонкой.
-
Ограничить езду на велосипеде, катание на коньках.
-
Рекомендуются занятия на лыжах, плавание стилем брасс, элементы волейбола, баскетбола.
-
Во время занятий физической культурой ребята освобождаются от акробатики, снарядовой гимнастики, бега, прыжков, ношение тяжестей, участия в соревнованиях.
-
Если у ребенка есть корсет, носить его надо постоянно, снимая лишь на время сна, занятия корригирующей гимнастикой, в бане, бассейне.
До завершения роста все дети с нарушением осанки и сколиозами должны находиться на учете в поликлинике и регулярно осматриваться специалистами для получения дополнительных рекомендаций 2-3 раза в год. СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, что правильная ОСАНКА делает стройной не только фигуру, но и придает нам уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность.
Врач - травматолог Могильницкий В.Ю.