Russian Belarusian English

Приемная главного врача: (8 01772) 55-5-05

Регистратура поликлиники:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Отделение скорой/неотложной медицинской помощи:
(8 01772) 55-3-03

Адрес: г. Воложин, ул. М. Горького, 13

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Регистратура:
(8 01772) 55-7-33, (8 01772) 57-6-48

Отделение скорой/неотложной медицинской помощи:
(8 01772) 55-3-03

Приемная главного врача:
(8 01772) 55-5-05

Аутизм

 Аутизм

Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 году американским детским психиатром Л. Каннером. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом - улыбаться близким, принимать их ласку. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Слово аутизм происходит от латинского autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Аутизм - тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующаяся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания - появление симптомов в возрасте до 2,5-3 лет. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Однако очевидно, что такие нарушения могут быть вызваны целым рядом вредоносных факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после рождения.

В целом, можно выделить основные черты, присущие детям всех групп в той или иной степени: аутизм, как таковой – предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками; стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению, одной темой в рисовании, разговоре. Характерна эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Ребенок не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е. избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи. Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, "закостенелые", или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разное — от правильного до неправильного. Фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи, ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм.

Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах встречается в нескольких вариантах.

Индивидуальное обучение в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений встречается довольно часто, но отличается крайне низкой эффективностью из-за отсутствия адекватных индивидуальных коррекционных программ, недостаточного количества часов и неподготовленности преподавателей к работе с таким контингентом. «Школы-близнецы», специальные отделения или классы при школах других видов. В этом случае интеграционный процесс осуществляется наиболее мягко, гибко и регулируемо. Такой вариант широко распространен за рубежом.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с аутизмом необходимы для подготовки детей к обучению в массовых школах и других видах специальных школ, а также для обучения, воспитания и социокультурной интеграции тех детей с аутизмом, для которых интегративное обучение по тем или иным причинам оказалось невозможным. Предпринимаемые нередко попытки адаптировать существующие программы, учебные планы и условия обучения на начальных этапах коррекции и особенно в случае тяжелых и осложненных форм в принципе ошибочны, так как при аутизме (даже при высоком интеллекте ребенка) на первом плане должны быть не так называемые академические знания, а коммуникативные навыки, «обучение жизни», развитие «жизненной компетенции».

За последние 5-10 лет появились положительные сдвиги, проблема аутизма стала известной среди специалистов и в обществе в целом. Появилась специальная литература, посвященная этой проблеме, предлагаются различные подходы медикаментозной и психолого-педагогической помощи.

Диагноз «аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех!

Врач-педиатр участковый УЗ «Воложинская ЦРБ»                                                                                  Апанасик О.С.